Положение об Управлении библиотечных фондов (Парламентской библиотеке)

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Руководителя Аппарата
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации
от «28» марта 2005 г. № 2-68

1. Общие положения

1. Управление библиотечных фондов (Парламентская библиотека) Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Управление) является структурным подразделением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Аппарат) и в своей деятельности подчиняется Руководителю Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Руководитель Аппарата), а также заместителю Руководителя Аппарата в соответствии с распределением обязанностей, утвержденным Руководителем Аппарата.

2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), Регламентом Государственной Думы, решениями Совета Государственной Думы, распоряжениями Председателя Государственной Думы и Руководителя Аппарата, Положением об Аппарате, а также настоящим Положением.

3. Положение об Управлении утверждается распоряжением Руководителя Аппарата по представлению начальника Управления после согласования проекта указанного положения в установленном порядке.

2. Основные задачи и функции Управления

4. Основная задача Управления состоит в организации пользования книгами, сериальными изданиями, официальными документами и другими публикациями по вопросам права и парламентаризма, а также близких к ним областей. Все усилия Управления направлены на всестороннее библиотечно-информационное обеспечение деятельности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, их помощников, а также депутатских объединений в Государственной Думе, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, работников структурных подразделений их аппаратов.

5. Для реализации главной задачи Управление решает также текущие задачи:

1) библиотечно-информационного обеспечения законотворческой деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации;

2) создания библиотечного фонда по вопросам права и парламентаризма, национальной коллекции официальных документов;

3) подготовки библиографических указателей и других информационных материалов.

6.Основными функциями Управления являются:

1) проработка поступающих от Председателя Государственной Думы, Первого заместителя Председателя Государственной Думы и Руководителя Аппарата документов по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления, и подготовка по этим документам соответствующих материалов и информационных продуктов;

2) оказание помощи и предоставление в приоритетном режиме библиотечно-информационных услуг депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, депутатским объединениям в Государственной Думе, комитетам и комиссиям палат Федерального Собрания Российской Федерации, Председателю Государственной Думы, Первому заместителю Председателя Государственной Думы, заместителям Председателя Государственной Думы, Руководителю Аппарата по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления;

3) библиотечно-информационная поддержка законодательной деятельности;

4) реализация Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» в части формирования национальной коллекции публикаций официальных документов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, библиографического учета, подготовки библиографической и статистической информации, обеспечения сохранности и использования национальной коллекции;

5) планирование работы Управления и мероприятий по совершенствованию деятельности Управления в рамках планов работы Аппарата;

6) подготовка аналитических, информационных и справочных материалов по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления;

7) разработка предложений по совершенствованию информационного обеспечения законодательного процесса;

8) проведение мероприятий по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления, и участие в мероприятиях, проводимых палатами Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления;

9) участие в подготовке и библиотечно-информационном сопровождении заседаний комитетов Государственной Думы, парламентских слушаний, «круглых столов», научно-практических конференций, семинаров и совещаний, заседаний рабочих групп, экспертных и консультативных советов и других мероприятий, проводимых Государственной Думой;

10) изучение информационных потребностей читателей в целях оперативного библиотечно-информационного обеспечения их запросов;

11) анализ современного отечественного и зарубежного документального потока, конъюнктуры книжного рынка и рынка сериальных изданий, контроль полноты и оперативности поступления изданий;

12) анализ текущей российской прессы для предоставления ежедневной оперативной информации депутатам Государственной Думы;

13) издание дайджестов прессы, библиографических, информационно-аналитических, обзорных и других материалов с учетом информационных потребностей пользователей ресурсов Управления;

14) создание библиотечного фонда по вопросам права и парламентаризма, а также близких к ним областей, национальной коллекции публикаций официальных документов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

15) формирование фонда парламентских документов иностранных государств, документов международных организаций, политических партий и общественных объединений;

16) аналитическая обработка поступающих в фонд Управления документов, создание справочно-библиографического аппарата к ним, формирование и ведение автоматизированных библиографических и фактографических баз данных, обеспечение доступа пользователей к информационным ресурсам Управления и внешним базам данных;

17) предоставление различных библиотечных и информационных услуг, в том числе выдача первоисточников и справок, библиографический и фактографический поиск в базах данных, избирательное распространение информации;

18) организация и проведение семинаров для депутатов Государственной Думы, помощников депутатов Государственной Думы по изучению информационных ресурсов Управления;

19) обучение и консультирование читателей по вопросам пользования библиотечно-информационными ресурсами;

20) координация обеспечения палат Федерального Собрания Российской Федерации книгами и сериальными изданиями;

21) обеспечение взаимодействия с парламентскими библиотеками иностранных государств по обмену официальными и парламентскими документами;

22) формирование музейного фонда палат Федерального Собрания Российской Федерации.

7. Управление для решения поставленных перед ним задач и для осуществления возложенных на него функций имеет право:

1) запрашивать в установленном порядке у других структурных подразделений Аппарата необходимые документы и материалы;

2) пользоваться в установленном порядке информационными ресурсами Государственной Думы, а также создавать собственные базы данных на электронных носителях;

3) использовать в установленном порядке государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации;

4) определять перспективы своего развития в соответствии с потребностями пользователей ресурсов Управления, с учетом новейших информационных технологий, передового опыта библиотечно-информационной деятельности;

5) получать обязательный бесплатный экземпляр всех парламентских документов и подготовительных материалов к ним, а также официальные документы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

6) приобретать и получать по международному книгообмену и международному библиотечному абонементу иностранную литературу; по международному обмену документами - правительственные и другие официальные издания иностранных государств и документы международных организаций;

7) осуществлять подписку на периодические издания, приобретать необходимую литературу через книготорговую сеть и иные организации, а также за рубежом;

8) издавать библиографические и информационные материалы;

9) приобретать в установленном порядке информационные продукты, техническое оборудование и материалы, необходимые для обеспечения деятельности Управления;

10) привлекать ученых и специалистов, а также организации на договорной основе для консультаций и подготовки информационно-аналитических материалов по широкому кругу вопросов законодательной и законопроектной деятельности;

11) принимать участие в решении вопросов по расходованию бюджетных и внебюджетных ассигнований, выделяемых для Управления, денежных и материальных средств, поступающих от организаций и граждан, в том числе иностранных государств;

12) принимать участие в работе библиотечных и информационных союзов и ассоциаций;

13) осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

8. Для осуществления своих функций Управление взаимодействует с депутатскими объединениями в Государственной Думе, комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации, их аппаратами, структурными подразделениями аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации, а также с соответствующими структурными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления.

9. Управление взаимодействует на взаимовыгодной основе с ассоциированной структурой крупнейших библиотек и органов научной информации Российской Федерации, с парламентскими и другими библиотеками иностранных государств и библиотеками международных организаций.

10. Управление имеет бланки, штампы с наименованием Управления, ведет переписку по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления.

3. Структура и организация работы Управления

11. Управление возглавляет начальник Управления. Начальник Управления имеет заместителя.

12. Начальник и его заместитель осуществляют руководство текущей деятельностью и организуют выполнение всей запланированной работы Управления качественно и в срок.

13. Управление имеет четыре отдела:

Отдел библиотечно-информационного обслуживания;

Отдел ведения баз данных и государственной библиографии по официальным документам;

Отдел комплектования, обработки и хранения библиотечных фондов;

Отдел электронных изданий.

14. Отдел библиотечно-информационного обслуживания осуществляет следующие функции:

1) предоставление первоисточников в читальных залах и через абонемент;

2) услуги межбиблиотечного абонемента;

3) справочно-библиографическое обслуживание;

4) подготовка и доведение до читателей информационных материалов и оказание информационно-библиографических услуг.

15. Отдел ведения баз данных и государственной библиографии по официальным документам осуществляет следующие функции:

1) ведение государственной библиографической регистрации публикаций официальных документов;

2) ведение баз данных на статьи из сериальных изданий и сборников;

3) ведение вспомогательных нормативно-справочных словарей;

4) подготовка изданий государственных библиографических указателей по публикациям официальных документов.

16. Отдел комплектования, обработки и хранения библиотечных фондов осуществляет следующие функции:

1) комплектование фондов, организация подписки на периодические издания для палат Федерального Собрания Российской Федерации;

2) научная систематизация и индексирование новых поступлений в фонды Управления;

3) учет и техническая обработка книг и сериальных изданий;

4) организация и хранение библиотечных и музейных фондов;

5) создание обменно-резервных фондов и служебных библиотек.

17. Отдел электронных изданий осуществляет следующие функции:

1) технологическое сопровождение и развитие системы формирования электронных изданий Управления;

2) ведение информационно-поискового тезауруса Управления;

3) наполнение сервера Государственной Думы в сети Интернет электронными ресурсами Управления;

4) создание электронных выпусков дайджестов прессы, библиографических, информационно-аналитических, обзорных и других материалов с учетом информационных потребностей пользователей ресурсов Управления.

18. Организация работы в отделах Управления осуществляется через формирование групп по основным функциям и направлениям библиотечной работы. Каждое из основных направлений работы отделов возглавляет советник или консультант.

19. В случае необходимости в Управлении могут быть созданы постоянно действующие группы или действующие на временной основе рабочие группы, положения о которых утверждаются начальником Управления.

20. Управление ведет необходимый статистический учет, а также представляет в установленном порядке свою отчетность.

4. Права и обязанности работников Управления

21. Начальник Управления:

1) осуществляет непосредственное руководство Управлением и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него функций и состояние исполнительской дисциплины в Управлении;

2) представляет Руководителю Аппарата материалы по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления;

3) принимает участие в заседаниях Совета Государственной Думы, совещаниях у Председателя Государственной Думы, Первого заместителя Председателя Государственной Думы, заместителей Председателя Государственной Думы, Руководителя Аппарата и его заместителей по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления;

4) участвует в работе комитетов и комиссий Государственной Думы при обсуждении вопросов, отнесенных к сфере ведения Управления;

5) подписывает документы и согласовывает (визирует) материалы по другим вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления;

6) вносит Руководителю Аппарата:

предложения о структуре и штатной численности Управления, назначении на должность и освобождении от должности работников Управления;

представления об установлении, изменении, отмене надбавок к должностным окладам работников Управления, о присвоении им квалификационных разрядов, премировании и применении к ним иных мер поощрения, а также о наложении на работников Управления дисциплинарных взысканий;

предложения о направлении на обучение работников Управления или о необходимости повышения их квалификации;

предложения о направлении работников Управления в служебные командировки;

предложения о выделении финансовых средств за счет сметы расходов Государственной Думы на оплату работ, связанных с выполнением функций Управления;

предложения о совершенствовании деятельности Управления.

7) представляет Управление во взаимоотношениях с другими структурными подразделениями Аппарата, соответствующими структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также с органами местного самоуправления и организациями по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления;

8) утверждает положения об отделах Управления и должностные инструкции работников Управления;

9) принимает иные решения по вопросам, отнесенным к сфере ведения Управления;

10) выполняет другие функции в соответствии с распоряжениями и поручениями Руководителя Аппарата.

22. Заместитель начальника Управления исполняет часть обязанностей, указанных в пункте 21 настоящего Положения, осуществляя свою деятельность в соответствии с распределением этих обязанностей между начальником Управления и его заместителем, а также в соответствии с поручениями начальника Управления. В период отсутствия начальника Управления исполняет его обязанности.

23. Начальник отдела Управления:

1) организует работу отдела и несет персональную ответственность за решение вопросов, отнесенных к ведению отдела;

2) осуществляет контроль выполнения поручений Председателя Государственной Думы, Руководителя Аппарата, заместителя Руководителя Аппарата, курирующего деятельность Управления, начальника Управления и его заместителя по вопросам, отнесенным к ведению отдела;

3) представляет подготовленные документы и материалы начальнику Управления или его заместителю;

4) изучает состояние реализации конкретных направлений работы в отделе и принимает необходимые меры по повышению качества этой работы;

5) проводит совещания по вопросам, отнесенным к ведению отдела;

6) по поручению начальника Управления или его заместителя принимает участие в совещаниях, проводимых Руководителем Аппарата, а также в работе комитетов и комиссий Государственной Думы при обсуждении вопросов, отнесенных к ведению отдела;

7) осуществляет подбор и рациональное распределение обязанностей между работниками отдела;

8) несет ответственность за трудовую дисциплину и морально-психологический климат в коллективе отдела;

9) обеспечивает разработку технологических стандартов и норм;

10) отвечает за повышение квалификации и обучение работников отдела, направляет их деятельность в соответствии с требованиями, предъявляемыми к конкретным направлениям работы;

11) утверждает и анализирует индивидуальные планы-отчеты работников отдела, делает на их основе выводы о размере премирования работников отдела, об изменении их должностных окладов, представляет соответствующие предложения начальнику Управления;

12) планирует работу своего отдела, несет персональную ответственность за разработку и реализацию годового плана работы отдела;

13) участвует в проектах и программах Управления, в том числе в качестве разработчиков технологий, систем и инструктивно-методических материалов;

14) организует подготовку инструктивно-методической документации в целях эффективной организации труда в отделе.

24. Заместитель начальника отдела Управления:

1) исполняет часть обязанностей, указанных в пункте 23 настоящего Положения, в соответствии с распределением этих обязанностей между начальником отдела и его заместителем;

2) обеспечивает реализацию наиболее сложных библиотечных технологий и услуг, подготовку наиболее сложных материалов и информационных продуктов по документам и поручениям, поступающим в отдел;

3) выполняет другие поручения начальника отдела и начальника Управления;

4) в случае отсутствия начальника отдела исполняет его обязанности.

Если должность заместителя начальника отдела не предусмотрена штатным расписанием, исполнение обязанностей начальника отдела может быть возложено на одного из ответственных работников отдела с изданием соответствующего распоряжения Руководителя Аппарата.

25. Советник и консультант отдела Управления:

1) обеспечивают реализацию наиболее сложных библиотечных технологий и услуг, подготовку наиболее сложных материалов и информационных продуктов по документам и поручениям, поступающим в отдел; несут персональную ответственность за своевременную и качественную подготовку, обеспечение своевременного представления выполненных работ начальнику отдела, начальнику Управления и его заместителю;

2) представляют результаты выполненных работ начальнику отдела, начальнику Управления или его заместителю;

3) по поручению начальника отдела принимают участие в совещаниях у начальника Управления при обсуждении вопросов, отнесенных к их функциональным обязанностям или к ведению отдела;

4) выполняют другие поручения начальника Управления, его заместителя и начальника отдела.

В случае необходимости по поручению начальника Управления, заместителя начальника Управления или начальника отдела Управления обязанности руководителя постоянно действующей группы или действующей на временной основе рабочей группы могут быть возложены на советника и консультанта.

26. Специалист-эксперт и ведущий специалист отдела Управления:

1) обеспечивают реализацию конкретных библиотечных технологий и выполнение конкретных библиотечных услуг, несут персональную ответственность за качество и своевременность выполняемой ими работы;

2) представляют результаты выполненной работы начальнику отдела, начальнику Управления и его заместителю;

3) выполняют другие поручения начальника Управления, его заместителя и начальника отдела.

27. Начальник службы делопроизводства Управления:

1) обеспечивает ведение делопроизводства;

2) осуществляет контроль прохождения и исполнения документов в отделах Управления;

3) обеспечивает подготовку и своевременную передачу дел на хранение в архив;

4) выполняет другие функции, руководствуясь Инструкцией по работе с документами в Государственной Думе;

5) несет ответственность за выполнение функций, возложенных на службу делопроизводства Управления.

28. Специалист I категории отдела Управления исполняет возложенные на него должностные обязанности, руководствуясь соответствующей должностной инструкцией, несет ответственность за их исполнение.

29. Конкретные должностные обязанности, права и ответственность работников Управления определяются должностными инструкциями в соответствии с федеральным трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законодательством о государственной гражданской службе, Регламентом Государственной Думы, Положением об Аппарате, настоящим Положением и положениями об отделах Управления.

30. Конкретные должностные обязанности, права и ответственность начальника Управления и его заместителя определяются настоящим Положением в соответствии с распределением обязанностей между начальником Управления и его заместителем, федеральным трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законодательством о государственной гражданской службе, Регламентом Государственной Думы, Положением об Аппарате.

31. Конкретные должностные обязанности, права и ответственность начальников отделов Управления определяются положениями об отделах Управления, федеральным трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законодательством о государственной гражданской службе, Регламентом Государственной Думы, Положением об Аппарате и настоящим Положением.

32. Материально-техническое, документационное, информационное, транспортное и иное обеспечение деятельности Управления осуществляется в порядке, установленном для структурных подразделений Аппарата.